Выводы по итогам первого семинара "Базовый курс по фридайвину в бассейне для людей с ограничениями зрения!"

Приведенные ниже выводы носят рекомендательный характер и отражают субъективное мнение инструкторов, проводивших данное мероприятие, а также учитывают замечания и комментарии участников первого семинара. 

Данные выводы будут также интегрированы в документ – Методику проведения занятий по фридайвингу с людьми с ограничениями зрения. 

1. Проведение базового курса по фридайвингу в бассейне для людей с ограничениями зрения является при соответствующей организации безопасным и позитивным процессом, приносит положительные эмоции всем участникам, позволяет повысить ощущение социальной адаптированности для занимающихся, обогащает опыт инструкторов. 

2. Все перемещения в бассейне с незрячими людьми, надевание/снятие снаряжения проходят без согласования каких-либо специальных подготовительных алгоритмов или правил. Достаточно просто вести незрячего человека под руку, или предоставив ему возможность держаться за свое плечо, и самому находиться при этом в расслабленном/естественном состоянии – он может определить наличие, например, лестницы впереди по изменению состояния тела ведущего: меняется положение руки, скорость движения и т.д. Дополнительное озвучивание ведущим наличия препятствий/изменения маршрута за 1-2 шага до этого делает процесс перемещения абсолютно комфортным. 

3. Теория занимает меньше времени, чем со зрячими студентами. 

4. Во время всего процесса общения не следует подбирать/использовать специальные термины (например, пытаться заменить выражение «мы дадим вам возможность посмотреть» на «мы дадим вам возможность пощупать»); незрячий человек это очень тонко чувствует, и это вызывает некоторую напряженность и неестественность в диалоге.  Использование привычных терминов и выражений, напротив, дает возможность более естественного общения. 

5. Во время теории крайне желательно использование различных тактильных моделей, например 3D-модель уха человека в разрезе. Масса потенциальных вопросов у участников сразу же снимается. Подобный подход также повышает интерес занимающегося к предмету занятий. 

6. Теоретические учебники можно печатать с использованием системы Брайля, однако не все незрячие свободно владеют данным методом для чтения. 

7. Одним из вариантов учебного материала является аудио-запись всего теоретического блока и предоставление этой записи занимающимся для повторного самостоятельного прослушивания. 

8. При чтении теории инструктору рекомендуется завязывать себе глаза темной повязкой. В этом случае речь автоматически становится более медленной, корректной и комфортной для восприятия человеком без зрительного контакта с лектором. Весь «контакт» между инструктором и группой в этом случае переносится в аудио-поле. 

9. На базовый курс в бассейне следует закладывать от 4 до 6 дней. Следует планировать больше времени (по сравнению со зрячими занимающимися) на адаптацию к динамическому апноэ. Повторное занятие по статике поможет сделать акцент на максимальное расслабление уже после знакомства с динамическим апноэ и применить полученный опыт в рамках последних 1-2 дней курса. 

10. Фридайверы с ограниченными зрительными способностями после базового курса  хотят продолжать занятия не меньше, чем зрячие студенты. Необходимо заранее продумывать дальнейшие тренировки: формат и периодичность, если таковые предполагаются.